Доклад на стратсессии. Тезисы.

ДОКЛАД НА СТРАТСЕССИИ
В "ТОЧКЕ КИПЕНИЯ" АГЕНТСТВА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ.
ТЕЗИСЫ.

«Пространственное развитие как новая форма общественного договора: от целей к смыслам»

 

Введение.

Погружаясь в тему пространственного развития, мы с коллегами двигались от понятия «территории» к понятию «пространства». Для этого продвижения нами был сформирован инструмент, который позволял бы нам произвести разметку пространства. И в ходе продвижения по этой линии, возникают не только здания, сооружения и дороги, а возникают площади возникают памятники, возникают символы, которые в первую очередь связаны с переживаниями, с детством, с событиями - это то, что привязывает человека к территории. Эта разметка смысловая, и она касается не только категорий физических, но также и метафизических. Для того чтобы произвести эту разметку, нами была разработана призма онтологической проекции.

 

Призма онтологической проекции. Слайд с 8-го по 19-й.

Оттолкнулись мы от слов Президента, который в своем послании к Федеральному собранию в феврале 2019 года высказался следующим образом: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убежден, что такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и все передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину. Все то, что сковывает людей, мешает им в полной мере раскрыться, реализовать себя, свои таланты, а значит и ограничивает устремленность в будущее всей нашей страны». Исходя из этих слов мы поставили два вопроса: каков социокультурный портрет человека, который будет осуществлять этот самый прорыв, и о каких сферах идет речь? Понимая, что пространство и человек – вещи взаимосвязанные, мы решили для себя рассмотреть те самые сферы, о которых говорил Президент. Пока внимание всего общества полностью поглощено экономикой. Отовсюду нам говорят об экономических успехах или неуспехах, апеллируют экономическими показателями, будто и правда, экономика – это высший смысл нашей жизни. Так ли это? Является ли экономика базисом, как нас уверяли более ста лет?! Попробуем разобрать.

Для этого зададимся вопросом: экономика является результатом деятельности общества или его причиной? Совершенно очевидно, что результатом. Давайте разберем, что предшествует экономике, где формируются те или иные решения в области экономики, в какой сфере общественной жизни? И эта сфера - политика – она является той средой, где возникают интересы тех или иных групп, сообществ, партий. Это та среда, где реализуется искусство возможного! Политика всегда является руслом, куда стекается весь поток предпочтений общественности, требования и ожидания. Поэтому политике предшествует третья сфера – это социум. Поскольку социум питается полностью от культуры, то фактором, формирующим качество социума, является культура. Вся культура является совокупностью отношений человека к вещам, к людям, к событиям сквозь призму идеалов, которым общество живет. Поэтому предыдущим фактором перед культурой мы ставим идеологию. Поскольку идеалы общества полностью зависят от его воззрений на мир, на тот самый выбор точки зрения «я для мира» или «мир для меня», то перед идеологией мы ставим фактор – мировоззрение. Поскольку мировоззрение формируется в материнском растворе духовно-нравственных норм, то следующим началом, идущим перед мировоззрением, являются нормы. Нормам предшествуют предания, в которых заключены онтологические коды народа. А этому началу предшествует Высший смысл, который для русского человека есть самоотверженное служение. Русскому человеку, как личностному комплексу воззрений, очень важно быть полезным этому миру.

Таким образом, мы имеем девять линз, сфокусированных последовательно друг на друга. Первую триаду начал мы назовем условно «Духовно-нравственный блок», вторую триаду факторов – «Культурно-мировоззренческий блок», и третью триаду сфер –  «Политико-экономический блок». Эта призма онтологической проекции не является каким-либо утверждением или истиной в последней инстанции. Это скорее приспособление для нас, инструмент для попытки структурно переосмыслить причины и следствия, сферы нашей жизни, факторы и их начала. Она открыта для проектирования – и это всё для понимания, что является главенствующим в нашей жизни. Таким образом, если мы признаем Высший смысл главнейшей онтологической ценностью, то причины нашего нестроения надо искать не в экономической части, не в международной или внутренней политике, а в мировоззрении, в нормах, в высших смыслах. При этом надо помнить, что малейшее движение не в ту сторону в тех обозначенных нами высоких сферах приносит масштабные искажения в каждой ниже лежащей линзе этой проекции. И надо понимать, что процессы эти отложенные и всегда по сути своей долгосрочны и инерционны.

 

Описание линз. Слайд № 20.

Хотелось бы подробнее остановиться на описании линз и обозначить, что понимается под ними.

  1. Онтологическая ценность является опорным, высшим смыслом жизни. Она образуется в синергии духовного напряжения выдающихся людей из народов – светилами, образующих нацию. Высший смысл пронизывает всё: он является главной линзой и одновременно источником всей проекции. Высшим смыслом в России является миротворчество.
  2. Мифология закрепляет высший смысл, излагая его в согласованном учении всенародно признанных учителей народов, образующих нацию. Они закрепляют духовные основы и разъясняют их соподчиненность высшему смыслу. Вся мифология в России: сказания, предания пронизаны служением.
  3. Нормы – это духовно-нравственные законы общества, которые формируются из уклада жизни и добрососедства, это тот самый неписаный закон. Духовно-нравственной нормой в России является Совестливость.
  4. Мировоззрение – это точка воззрения на мир. По сути, есть две точки зрения: «я для мира» и «мир для меня». Мировоззрение – это выбор человека, готовность его жертвовать собой или соподчинять себе ближних. Мировоззрение в России всегда поиск места, где человек может послужить, реализовав себя в парадигме "я для мира".
  5. Идеология – это взгляд на вещи, людей и события сквозь призму идеалов. Идеал человека в России уже много веков – это человек самоотверженный.
  6. Культура – это деятельность человека и общества, выраженная в самобытности, которая закрепляется в традициях, произведениях искусства и памятниках. Базовая культура в России – это поиск смысла во всём.
  7. Социум – это большая устойчивая социальная общность, способная создавать свою среду обитания, формировать своё отношение к миру и к самим себе. В России сохранилась устойчивая форма общинности и коллективизма.
  8. Политика – это среда, в которой формируются интересы отдельных граждан, общественных групп, политических партий и течений в общественные и государственные интересы. Политика в России всегда строилась на идеальном намерении, именно эту тему сейчас очень часто эксплуатируют.
  9. Экономика – это система хозяйственных отношений, складывающихся в способах производства, распределения, обмена и потребления. В России экономика в нашем народе всегда рассматривалась как управление прибылью для пользы общества в рамках разумной достаточности.

Темы пространственного развития. Слайд № 32

Лучше всего пространство рассматривать на примере системы города. Город – это концентрация жизни. По сути, от генплана город вырастает к мастерплану, как к форме социально-экономической концепции развития этого пространства. Вот человек родился, вот он рос, воспитывался в семье, вот он пошел в школу, вот он повязывает галстук, возлагает цветы к памятнику – так происходит его взаимодействие с пространством. Далее он начинает с этим пространством взаимодействовать: приобретает дом, квартиру, участвует в жизни двора, благоустраивает свой участок. Пространство через запечатленные в нем смыслы, символы, формирует человека как личность и выводит его на его личную миссию, которая в российской культуре обозначена как Миротворчество. Для того чтобы понять само строение пространства на примере города, нам понадобилось его разъять на составляющие каркасы, пласты, темы. Таким образом мы получили 15 составляющих стратегии пространственного развития города. Итак, комплексный подход сочетает в себе ряд направлений Пространственного развития. Некоторые тезисы могут показаться футуристическими, но мы ориентируемся на период их реализации ориентировочно в 2050 году. То есть через как минимум одно поколение. На наш взгляд их уже сейчас видится пятнадцать, но этот список открыт:

  1. Духовно-нравственная составляющая стратегии пространственного развития. Осуществляет смысловое целеполагание от образа будущего до способов реализации дорожной карты, ведущей к этому будущему, сквозь призму культурно-исторической и духовно-нравственной традиции.

 

  1. Социокультурная составляющая стратегии пространственного развития. Формирует среду, исходя из историко-культурной идентичности поселения, города, деревни, и через ретроспективу обозначает перспективу развития, оставляя право на культурологическое самоопределение местного населения. Социокультурная стратегия является заданием для развития сценария жизни города/региона, определяет основные точки накала городской жизни и для стратегий транспорта, функционального зонирования и экологии. Социокультурные объекты становятся в том числе точками роста городской экономики, так как являются пространствами внимания людей.

 

  1. Образовательная составляющая стратегии пространственного развития. Направлена на создание уникальной атмосферы, с учетом местной специфики и историко-культурной идентичности. Стратегия стремится создать неповторимую атмосферу, присущую только этому региону, на этом строит свою уникальную среду и на этом формирует образовательное пространство, которое наследует самобытные выразительные качества данной территории. Образовательное в смысле создания у человека, здесь растущего и живущего, слой за слоем цельного, качественного, питающего жизненной силой образа во всех проекциях обозначенных нами девяти линз. Пространственно тоже накопленного слоями: дом, улица, район, село, город, регион, страна, мир. 
     
  2. Демографическая составляющая стратегии пространственного развития. Способствует творческому акту деторождения и образования семьи, а также общинному укладу жизни, направленному на равномерное освоение территории за счет сбалансированного расселения жителей. Позволяет в каждом городе/регионе выработать индивидуальные способы поддержки рождаемости и развития института семьи. От многих концепций, решений, политтехнологий в виде пластырей и заплаток нам предстоит перейти к полноценной системе общественного договора «Государство – Семья».

 

  1. Экологическая составляющая стратегии пространственного развития. Грамотно спланированная система озеленения города рождает новые сценарии комфортной жизни, исходя из климатических условий и особенностей местных флоры и фауны, выстраивает новые связи города с окружающей средой и приносит прибыль в городскую казну, благодаря инновационному использованию особенностей ландшафта и климата в жизни города/региона. Но главная экоустановка сознания каждого человека звучит следующим образом: «взял из природы, использовал, верни в первозданном приемлемом для природы виде». И еще возникает вопрос к завладевшей всеми нами парадигме одноразовости вещей, с чужеродностью которой нам в ближайшей перспективе придется разобраться!

 

  1. Инженерия как составляющая стратегии пространственного развития. Модернизирует существующую систему коммуникаций и обслуживает новые решения экологической и транспортной стратегии развития, новых систем расселения, стратегии функционального зонирования, смены технологических укладов с защитой социума от корпоративного сдерживающего протекционизма, в котором цель доходов корпораций может стоять на пути развития общества в целом.

 

  1. Транспортная составляющая стратегии пространственного развития. Комплексно-продуманный многоуровневый транспортный каркас решает задачи непрерывного пешеходного и велосипедного движения, создания пересадочных узлов в местах пересечения основного транспорта, выстраивает единую замкнутую систему скоростных магистралей и городских улиц, повышает связанность территорий, исходя из качественно продуманных сценариев жизни и развития городов и поселений, приносит прибыль в городской бюджет. Но основа стратегии транспорта будущего на наш взгляд – «Безопасность для людей». Стратегия не должна угрожать чьим-то жизням.

 

  1. Благоустройство как составляющая стратегии пространственного развития. Исходя их культурно-исторической традиции, город/регион приобретает собственное славное имя, по-иностранному бренд, и архитектурные коды благоустройства городской среды, увеличивается привлекательность города/региона для жизни, отдыха и туризма.

 

  1. Функциональное зонирование как составляющая стратегии пространственного развития. Привязывает функции и экономику каждого участка в городе или поселении к социокультурному, транспортному, экологическому и инженерному каркасам. Развивает город от обоснованного сценарием жизни города и его экономической эффективности компактного многоэтажного центра со всеми городскими функциями к малоэтажному пригороду с комфортным малоэтажным жильем для развития семьи.

 

  1. Виртуально-информационная составляющая стратегии пространственного развития. Организует качественно новое виртуальное и информационное пространство и правила пользования ими, исходя из социокультурной и духовно-нравственной стратегий развития, и в рамках общественного договора между властью, сообществом деловых людей и населением. Особый упор надо сделать, опираясь на современные технологии, на организацию познания нашими новыми растущими поколениями виртуального мира через нашу культуру и самобытность, чтобы чужой огромный мир не обрушивался на них, забирая их внимание от их исконного пространства рождения и жизни.

 

  1. Предпринимательство как составляющая стратегии пространственного развития. Обеспечивает самоорганизацию пассионарного сообщества предпринимателей с максимальными условиями для динамичного роста и развития. Обеспечивает качественную обратную связь между властью и предпринимательским сообществом и предлагает участие институтов развития. Но в пределе надо понимать, что предприимчивость это не удел отдельной части общества со спецсвойствами, а внутреннее состояние каждого индивидуума, творящего полезное и вступающее своим продуктом в экономический обмен с желающими потребить. Это и есть общественный обмен благами.

 

  1. Экономика территорий как составляющая стратегии пространственного развития. Обеспечивает экономическую состоятельность городов и поселений через выявление потенциала развития и конкурентных преимуществ территории и анализ потребностей жителей города в части условий проживания, качества городской среды, самореализации и пр. Обоснование количественных и качественных характеристик ожидаемых результатов реализации, а также определение качества и количества ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, являются картой возможностей для развития экономики. При этом сама парадигма экономической эффективности бесчеловечна и сдерживается таким понятием, как этика, отстаиваемой ответственной мудрой частью населения. Такую позицию еще называют консерватизмом. Так что в этой части мы имеем дихотомию «эффективность – этика», с регулированием которой нам предстоит разобраться.

 

  1. Цифровизация как составляющая стратегии пространственного развития. Осуществляет перевод мастерплана/генерального плана развития территорий и ПЗЗ городов и поселений в виртуальную реальность для удобства пользования целевым аудиториям. А также цифровизацию сферы госуслуг и цифровизацию сферы услуг малого и среднего предпринимательства. Стратегия должна максимально детально представить картину всевозможных условий для жизни, предпринимательства и творчества. Понятно, что социальная реальность всегда будет опережать цифровую копию, но вложения в цифровизацию всего должны привести в итоге к эффекту колоссального ускорения и упрощения всех административно социальных систем и ускорить вектор развития нашего общества и человека творческого, то есть человека в человеке.

 

  1. Управление Пространственным Развитием. Ориентирована на извлечение пользы для людей и пространства через разработку управленческих механизмов, взаимовыгодное межмуниципальное сотрудничество, а также взаимодействие (включая координацию стратегического планирования) городов с регионом. Управление развитием территорий по комплексной стратегии пространственного развития в цифровом формате является важным фактором в управлении территориями в целом. Запуск новых технологий реальной соборности, коллективное включение людей в проектирование образа будущего. Возвращение управляющей элите понимания, что народ как сущность изначально мудр и дальновиден. Сегодня элитой из-за сломов систем естественной жизни утрачены технологии качественного взаимодействия с населением. При этом приходится пользоваться заимствованным из других культур суррогатом.

 

  1. Межэтнические отношения как составляющая стратегии пространственного развития. Осуществляет взаимодействие народов российской нации на основе формирования образа будущего страны, взаимопроникновения культур, постижения самобытности друг друга, добрососедства. Сегодня важно выстроить взаимодействие на духовно-светских основах, оставив споры в моментах вероучительных истин, которые больше разобщают, нежели собирают народы. Духовные категории очевидны для зрелой личности, поскольку красоту видишь, доброту чувствуешь, разум слышишь, радостью любви живешь. Совесть является основополагающим фактором межэтнических отношений многонародной российской нации, и на основе этого феномена, который является мощнейшим внутренним регулятором, нам необходимо выстраивать модель добрососедства всей нации, собранной вокруг веротерпимой русской культуры.

 

Образ будущего и целостность страны. Слайд с 49-го по 55-й.

Мы живем во времена иерархий. Всякая иерархия может существовать только в задачном режиме. Она своеобразный исполком. Генерация смыслов, целей и задач может осуществляться только в групповой динамике, в собраниях, где нет лидеров, но есть предмет обсуждения. Взглянуть на регионы и представить их в виде иерархий, то мы увидим колоссальную разобщенность именно на уровне проблем. Но как только они отворачиваются от проблем и концентрируются на целях, они уже начинают двигаться навстречу друг другу. Если взять шире и попробовать пойти через погружение в самобытность регионов, в культуру и традиции – начинается сближение. И только осознание собственной миссии начинает соединять субъекты. А образ будущего и того больше – цементирует территорию через образ будущего и формирует единство многонародной нации. Именно поэтому сегодня во внутренней политике нам необходимо запустить процессы формирования образа будущего страны на низовом уровне. Это, кстати и есть элемент нашей внешней политики, поскольку многие субъекты на постсоветском пространстве до сих пор ждут от России исторического проекта, способного запустить центронаправленнные к России силы.

Послесловие. Несколько слов о развитии страны.

Одними из самых главных причин, почему мы не развиваемся, нам видятся три: Первая. Отсутствие всеми признаваемого, понятного и желаемого образа будущего Страны и сквозного действия, которое состоит из самоотверженного служения. Вторая. Отсутствие критериев деятельности человека в обществе. И третья – отсутствие качественной обратной связи.

Призма онтологической проекции разрабатывалась нами как раз для того, чтобы вернуть на место смыслы, которые были искажены и смещены за весь двадцатый век и в Новейшей истории. Сегодня, в каждой из трех сфер, обозначенных в призме, появились акторы, которые развивают собственные институции: в экономике они держатели индексов цены и стоимости, в политике – индексов регламентов и ограничений, в социологии – социальных ролей и страт. По сути, при таком положении вещей никакое развитие невозможно, ибо как только инициатива будет проявлена, она сразу будет стратифицирована, регламентирована и оценена, а потом привязана к отчету. Если мы хотим развиваться, мы в корне должны поменять положение вещей – мы должны вещи главенствующие поставить над категориями обеспечивающими.

 

 Алексей Вайц,

 Председатель экспертного совета                                 

АНО «Центр Пространственного Развития Волга-Эксперт»,

 

Член Комиссии по вопросам духовно-нравственного

и патриотического воспитания детей и молодёжи

Совета при Президенте РФ по межнацотношениям