Региональные вузы в пространственном развитии России

Жизнь российских региональных вузов является частью отношений Центр – регионы и в полной мере отражают общее положение в современной российской системе управления. С одной стороны, вузы встроены в вертикаль Минобрнауки, с другой – являются плотью и кровью своего региона. В наше время очень важно эти возможности уловить, усвоить и реализовать.

Программы развития высшего образования в России артикулируются на разных уровнях власти. Сложился дискурс, содержащий точные оценки будущего университетской системы. Мне, ректору Тамбовского государственного университета важно понимать, что предлагают университетскому сообществу наши ключевые работодатели – президент, министр и губернатор.

Регионализация системы высшего образования

Региональные вузы – моторы пространственного развития России, её социально-экономического прогресса. Утрата жизнеспособных региональных вузов ведёт к деградации субъектов федерации и воспринимается президентом страны как удар по человеческому капиталу, по выравниванию социально-экономических и демографических показателей.

Нужно понимать, что такая стратегия президента не только возлагает на регионы ответственность за развитие вузов, но и требует от самих вузов включаться в развитие регионов. И, возможно, вторая позиция даже более важна. Президент предельно ясно задал нам вопрос: «Для чего вообще нужны региональные вузы, если не для обеспечения прогресса в регионе?»

Выстраивая региональную образовательную структуру, необходимо иметь в виду, что её ключевая цель – вертикальная интеграция. Это позволяет сформировать для молодого поколения эффективную, прямую лестницу, которая вела бы выпускников школ, колледжей, вузов к выгодным и желаемым ими позициям в региональном обществе и экономике.

От наукометрии к реальному вкладу в развитие региона

Министр науки и высшего образования РФ В.Фальков заметил, что главная цель новой «Программы стратегического академического лидерства» – усилить вклад научных и образовательных организаций в развитие страны. Иными словами, KPI (система измеримых индикаторов) будет основан не столько на наукометрии, сколько на оценке реального вклада в экономический рост, рост благосостояния, создание более комфортной среды в наших регионах и городах.

По словам министра, общий вектор программы реформ будет направлен на более тесное взаимодействие вузов с регионами: «Каждый университет должен соотнести и ответить себе на вопросы: Какой вклад в развитие территорий, социальное, экономическое развитие региона он делает? Какой вклад в технологическое развитие отрасли он делает? Как он готовит кадры для сферы науки и высшего образования?»

На эти вопросы должны ответить и работники сферы высшего образования. Мы выпускаем людей, которые приносят в региональное общество знания, умения, энергию и ответственность. Мы создаём инновационные стартапы. Мы формируем также инфраструктуру для социо-культурной динамики. Эти достижения сложнее оценить. Тем не менее, настало время начать переход от легко исчисляемых, но косвенных индикаторов полезности к сложным аналитическим инструментам, отражающим реальное положение дел.

Концентрация воли, усилий и ресурсов

Как не единожды говорили политики и военачальники, «Бог всегда на стороне больших батальонов». Современность – это эпоха больших университетов. И вопрос о концентрации ресурсов (материальных, человеческих и интеллектуальных) для прорыва, для выхода на новый уровень ставится и будет решаться. Но в информационном и очень сложном обществе форматы объединения усилий могут быть различны.

Идеи сетевых коллабораций, проектных команд, межрегиональных и даже международных консорциумов предоставляют нам большое пространство для манёвра. Это вовсе не несбыточная мечта, поскольку для её реализации есть самое главное – люди, учёные и научные коллективы. В этом смысле, коллаборации вузов стоит рассматривать как точки входа в международное научно-образовательное пространство.

Цифровизация как основа развития университетов

Выступая на совещании по ситуации в системе образования 21 мая 2020 года в Ново-Огарёво, президент сформулировал своё представление, что должно стать основой трансформации российской системы высшего образования: «Цифра», телекоммуникации открывают колоссальные возможности… Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школы, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию…»

Образование – явление намного более широкое, чем предоставление образовательных услуг. Пандемия коронавируса продемонстрировала, что дистанционные форматы могут быть очень нужны. Но их необходимо создавать и совершенствовать не вместо, а в дополнение традиционным формам. Онлайн-образование способно быть актуальным, гибким, доступным, быстрым. Однако фундаментальные знания, основные интеллектуальные навыки развиваются в стенах вуза.

Одновременно стоит говорить о цифровизации всех университетских процессов. Университеты должны демонстрировать эталонные возможности цифровизации. На университетах лежит высокая миссия цифровизации всего регионального пространства – его системы управления, социальной политики.

Индивидуальные образовательные траектории

Президент не раз подчёркивал, что государственную стратегию во всех сферах (особенно если речь идёт о воспроизводстве человеческого капитала) нужно гармонизировать со стремлением людей к самореализации, к жизненному успеху. Это тренд на персонализацию образования, социальной поддержки, безопасности и, в конечном счёте, на персонализацию политики.

Вместе с эпохой Модерна ушло в прошлое общество унифицированных народных масс. На смену ему идут нации индивидов и сообществ. Нужно уметь так организовать образовательный процесс, коммерческую деятельность, социальное взаимодействие и политику, чтобы предоставить каждому человеку персональные условия для самореализации. И в этом случае общество, компания, государство смогут получить от человека абсолютный максимум того, на что он способен.

Есть сферы, где это правило уже действует. Это, в частности, наука, инновации. Я вижу, что такие принципы работают.

***

Позволю себе обратить внимание на две ключевые идеи В.Путина: «Сильная региональная высшая школа – это педагогические, медицинские, инженерные кадры, прорывные решения и разработки, целое созвездие инновационных компаний и стартапов, команд, реализующих общественные, культурные инициативы, а передовая инфраструктура вузов – это настоящий мотор развития городской среды».

И вторая мысль президента: «Вся отечественная высшая школа должна отвечать гигантской скорости технологических и общественных перемен, быть с ними, что называется, на одной волне».

Итак, историческая закреплённость университетов в качестве стержня регионального образования и одновременно их чуткость к переменам и требованиям времени неминуемо ведут к их востребованности современностью.

 

Владимир Стромов

 

По материалам tamlife.ru